Оценка эффективности тренинга развития социального интеллекта у лиц, страдающих алкогольной зависимостью
https://doi.org/10.51793/OS.2021.24.10.004
Аннотация
С помощью «Методики исследования социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена в адаптации Е. С. Михайловой обследованы 125 больных, страдающих средней стадией алкогольной зависимости. Установлено, что 82,4% больных имеют низкие показатели уровня развития тех или иных способностей в структуре социального интеллекта, что может затруднять их социальную адаптацию после проведенного лечения. С целью улучшения социальной адаптации разработана программа тренинга, направленного на развитие слабых сторон социального интеллекта. Основой разработанной программы служила модель групповой психотерапии в малых группах. Основными компонентами программы являлось развитие способности предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в определенной ситуации, понимать невербальные реакции и значения однотипных вербальных реакций человека в зависимости от особенностей ситуации, понимать логику ситуации взаимодействия с другими людьми. В задачи тренинга входили также развитие способности к эмпатии, снижение уровня алекситимии, повышение уровня саморегуляции и устойчивости к социальным факторам, способствующим срыву ремиссии и рецидиву алкогольной зависимости. Тренинг рассчитан на 10 занятий по 2-2,5 часа каждое, проводится в группе из 8-12 человек. Оценка эффективности тренинга осуществлялась после его проведения в трех группах, группа сравнения состояла из больных алкогольной зависимостью, прошедших двухмесячную программу медико-социальной реабилитации. Анализ эффективности разработанной программы тренинга показал, что по уровню развития социального интеллекта ее результаты сопоставимы с результатами двухмесячной программы стационарной медико-социальной реабилитации, а по некоторым компонентам являются более высокими.
Об авторах
Л. А. ТурсунходжаеваУзбекистан
Людмила Александровна Турсунходжаева, д.м.н, профессор, заведующая кафедрой наркологии, медицинской психологии и подростковой психопатологии
100007, Ташкент, ул. Паркентская, 51
Л. Т. Баймирова
Узбекистан
Луиза Тухтамышевна Баймирова, ассистент кафедры наркологии, медицинской психологии и подростковой психопатологии
100007, Ташкент, ул. Паркентская, 51
Список литературы
1. Агибалова Т. В., Шустов Д.И., Тучина О. Д., Тучин П. В. Психотерапия в наркологии – обзор научно-доказательных моделей психотерапевтического вмешательства: зарубежный опыт. Часть 2. Эмпирически обоснованные методы психотерапии наркологических заболеваний // Вопросы наркологии. 2015; 5: 46-48.
2. Клименко Т. В. Социальная реабилитация как обязательный компонент комплексного лечебно-реабилитационного процесса в отношении лиц с наркологическими расстройствами // Вопросы наркологии. 2016; 11-12: 86.
3. Фадеева Е. В. Разработка концептуальной модели нейропсихологической реабилитации больных с синдромом зависимости от психоактивных веществ // Вопросы наркологии. 2017; 6: 140-142.
4. Дубинина Л. А., Бакман И. Ю. Особенности реадаптации больных алкогольной зависимостью на этапе становления ремиссии / Материалы научно-практической конференции к 110-летию кафедры психиатрии и наркологии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова: электронное издание. 2010. С. 109-110.
5. Миронова Н. В., Щелкова О. Ю. Психосоциальные характеристики пациентов с алкогольной зависимостью при разных сроках ремиссии заболевания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2014; 7 (2): 59.
6. Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 11-15.
7. Сараева Н. М., Вагина В.Т. Показатели социального интеллекта несовершеннолетних правонарушителей с различным уровнем субъективности: XLV Международная научно-практическая конференция «Личность, семья, общество: вопросы педагогики и психологии» 13 октября 2014 года. Режим доступа: https://sibac.info/conf/pedagog/XLV/39458.
8. Камалова А. М. Эмоциональный компонент социального интеллекта студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям // Современные проблемы науки и образования. 2014; 3: 656.
9. Камалова А. М. Особенности структуры социального интеллекта (на примере студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям) // Вестник Удмуртского университета. 2013; 4: 57-61.
10. Голубь О. В., Цымбалюк Г. С. Выраженность психологических саногенетических механизмов у лиц с алкогольной зависимостью // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2017; 1 (10): 58-64.
11. Шевченко К. В., Николаева И. И. Программа тренинговых занятий для формирования социального интеллекта младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016; 12-6: 1077-1081.
12. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию. СПб: ГП «ИМАТОН», 1996. С. 16-18.
Рецензия
Для цитирования:
Турсунходжаева Л.А., Баймирова Л.Т. Оценка эффективности тренинга развития социального интеллекта у лиц, страдающих алкогольной зависимостью. Лечащий Врач. 2021;(10):22-27. https://doi.org/10.51793/OS.2021.24.10.004
For citation:
Tursunkhodzhaeva L.A., Baymirova L.T. Evaluation of the efficiency of social intelligence development training in persons with alcohol dependence. Lechaschi Vrach. 2021;(10):22-27. (In Russ.) https://doi.org/10.51793/OS.2021.24.10.004