Preview

Лечащий Врач

Расширенный поиск

Оценка эффективности тренинга развития социального интеллекта у лиц, страдающих алкогольной зависимостью

https://doi.org/10.51793/OS.2021.24.10.004

Полный текст:

Аннотация

С помощью «Методики исследования социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена в адаптации Е. С. Михайловой обследованы 125 больных, страдающих средней стадией алкогольной зависимости. Установлено, что 82,4% больных имеют низкие показатели уровня развития тех или иных способностей в структуре социального интеллекта, что может затруднять их социальную адаптацию после проведенного лечения. С целью улучшения социальной адаптации разработана программа тренинга, направленного на развитие слабых сторон социального интеллекта. Основой разработанной программы служила модель групповой психотерапии в малых группах. Основными компонентами программы являлось развитие способности предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в определенной ситуации, понимать невербальные реакции и значения однотипных вербальных реакций человека в зависимости от особенностей ситуации, понимать логику ситуации взаимодействия с другими людьми. В задачи тренинга входили также развитие способности к эмпатии, снижение уровня алекситимии, повышение уровня саморегуляции и устойчивости к социальным факторам, способствующим срыву ремиссии и рецидиву алкогольной зависимости. Тренинг рассчитан на 10 занятий по 2-2,5 часа каждое, проводится в группе из 8-12 человек. Оценка эффективности тренинга осуществлялась после его проведения в трех группах, группа сравнения состояла из больных алкогольной зависимостью, прошедших двухмесячную программу медико-социальной реабилитации. Анализ эффективности разработанной программы тренинга показал, что по уровню развития социального интеллекта ее результаты сопоставимы с результатами двухмесячной программы стационарной медико-социальной реабилитации, а по некоторым компонентам являются более высокими.

Об авторах

Л. А. Турсунходжаева
Центр развития профессиональной квалификации медицинских работников Министерства здравоохранения Республики Узбекистан
Узбекистан

Людмила Александровна Турсунходжаева, д.м.н, профессор, заведующая кафедрой наркологии, медицинской психологии и подростковой психопатологии

100007, Ташкент, ул. Паркентская, 51



Л. Т. Баймирова
Центр развития профессиональной квалификации медицинских работников Министерства здравоохранения Республики Узбекистан
Узбекистан

Луиза Тухтамышевна Баймирова, ассистент кафедры наркологии, медицинской психологии и подростковой психопатологии

100007, Ташкент, ул. Паркентская, 51



Список литературы

1. Агибалова Т. В., Шустов Д.И., Тучина О. Д., Тучин П. В. Психотерапия в наркологии – обзор научно-доказательных моделей психотерапевтического вмешательства: зарубежный опыт. Часть 2. Эмпирически обоснованные методы психотерапии наркологических заболеваний // Вопросы наркологии. 2015; 5: 46-48.

2. Клименко Т. В. Социальная реабилитация как обязательный компонент комплексного лечебно-реабилитационного процесса в отношении лиц с наркологическими расстройствами // Вопросы наркологии. 2016; 11-12: 86.

3. Фадеева Е. В. Разработка концептуальной модели нейропсихологической реабилитации больных с синдромом зависимости от психоактивных веществ // Вопросы наркологии. 2017; 6: 140-142.

4. Дубинина Л. А., Бакман И. Ю. Особенности реадаптации больных алкогольной зависимостью на этапе становления ремиссии / Материалы научно-практической конференции к 110-летию кафедры психиатрии и наркологии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова: электронное издание. 2010. С. 109-110.

5. Миронова Н. В., Щелкова О. Ю. Психосоциальные характеристики пациентов с алкогольной зависимостью при разных сроках ремиссии заболевания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2014; 7 (2): 59.

6. Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 11-15.

7. Сараева Н. М., Вагина В.Т. Показатели социального интеллекта несовершеннолетних правонарушителей с различным уровнем субъективности: XLV Международная научно-практическая конференция «Личность, семья, общество: вопросы педагогики и психологии» 13 октября 2014 года. Режим доступа: https://sibac.info/conf/pedagog/XLV/39458.

8. Камалова А. М. Эмоциональный компонент социального интеллекта студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям // Современные проблемы науки и образования. 2014; 3: 656.

9. Камалова А. М. Особенности структуры социального интеллекта (на примере студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям) // Вестник Удмуртского университета. 2013; 4: 57-61.

10. Голубь О. В., Цымбалюк Г. С. Выраженность психологических саногенетических механизмов у лиц с алкогольной зависимостью // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2017; 1 (10): 58-64.

11. Шевченко К. В., Николаева И. И. Программа тренинговых занятий для формирования социального интеллекта младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016; 12-6: 1077-1081.

12. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию. СПб: ГП «ИМАТОН», 1996. С. 16-18.


Для цитирования:


Турсунходжаева Л.А., Баймирова Л.Т. Оценка эффективности тренинга развития социального интеллекта у лиц, страдающих алкогольной зависимостью. Лечащий Врач. 2021;(10):22-27. https://doi.org/10.51793/OS.2021.24.10.004

For citation:


Tursunkhodzhaeva L.A., Baymirova L.T. Evaluation of the efficiency of social intelligence development training in persons with alcohol dependence. Lechaschi Vrach. 2021;(10):22-27. (In Russ.) https://doi.org/10.51793/OS.2021.24.10.004

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International.


ISSN 1560-5175 (Print)
ISSN 2687-1181 (Online)